Любимые маршруты Красноармейского района, ч.2: Севастопольская набережная Волгограда
«СОЦИАЛЬНЫЙ МАРШРУТ: ВОЛГОГРАД ДЛЯ ВСЕХ – НОВЫЙ СТАРТ» – ПОБЕДИТЕЛЬ 1 КОНКУРСА 2021 г. ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ

14 апреля 2021 состоялась экскурсия по проекту АНО СОН «Опора» «Социальный маршрут: Волгоград для всех – новый старт», ставшему победителем в первом конкурсе 2021 Фонда президентских грантов. Маршрут экскурсии был направлен в самый южный район города, на Севастопольскую набережную Волгограда.

Вторым пунктом нашего путешествия стала набережная Красноармейского района, носящая имя города-героя Севастополя. Набережная начинается от автомобильного моста через Волго-Донской судоходный канал и заканчивается у памятника Ленину. Ранее это была просто набережная Красноармейского района, но 1 ноября 2015 ей присвоили новое имя - Севастопольская. Незадолго до этого произошли всем известные события, а именно присоединение Крыма к России. В честь этого и была переименована набережная и установлена памятная табличка.

На набережной можно увидеть и оригинальные помпезные фонари, и цепи, обрамляющие пешеходную зону вдоль всей набережной, а также широкие лестницы.

Набережная имеет ряд достопримечательностей, одна из главных – это памятник В.И.Ленину. Он находится у входа в Волго-Донской судоходный канал. Это один из самых высоких памятников в мире жившему на свете человеку (57 метров), занесен в книгу рекордов Гиннеса. Высота скульптуры - 27 метров, постамента - 30 метров. Авторы памятника—скульптор Е.В. Вучетич и архитектор Л.М. Поляков. Ленин развернут лицом к Волге. 

Интересна история монумента. Первоначально, в 1952 на постаменте был установлен памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину, выполненный из уникальной самородной меди. Этот памятник был открыт одновременно с открытием Волго-Донского канала – 27 июля 1952, когда в ворота шлюза № 1 вошел теплоход «Иосиф Сталин», а Сталинград и Ростов-на-Дону стали портами пяти морей. Высота скульптуры составляла 24 метра, всего монумента—54 метра. Но в 1961 (по данным Википедии—в 1962) памятник И.В. Сталину был демонтирован. Дальнейшая его судьба неизвестна. 

Более десяти лет постамент стоял пустой. Позже было принято решение об установке на постаменте памятника В И. Ленину. Строительство монумента было начато в 1969 и завершено к 103-летнему юбилею вождя мировой революции. Открытие памятника состоялось 20 апреля 1973. Автором нового монумента также стал Е.В. Вучетич.

Сфотографировать монумент так, чтобы он целиком попал в кадр - задача непростая. Нам не удалось сделать это в сентябре 2018, когда мы первый раз приехали к памятнику В.И.Ленину на Севастопольской набережной. В этот раз, обогащенные опытом, мы справились с этой задачей. Но какие мы получились маленькие на фоне величественного монумента и огромного (на всю фотографию) сине-голубого неба. Повезет тем участникам экскурсии, кто сможет найти себя на этой фотографии. Но так хотелось сфотографировать памятник целиком! Причем, мы выбрали ракурс – сбоку памятника, альтернативный фотографии на фоне спины В.И.Ленина. Вид на памятник с лицевой стороны, а соответственно и фотография, возможны только с Волги.

А еще естественной фотозоной является Волга. Отсюда открывается красивый вид на проходящие мимо суда, маяк. Отсюда, издали мы любовались в 2018 аркой шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. В этот раз запас экскурсионного времени позволил нашей группе подъехать к участку Севастопольской набережной напротив первого шлюза и с близкого расстояния полюбоваться торжественной архитектурой сталинских времён.

 Из истории. Волго-Донской канал  имени В. И. Ленина — искусственный судоходный канал, построенный в 1948-1952 в Волгоградской (на тот момент — Сталинградской) области, который соединил реку Волгу с рекой Дон. Его длина — 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала — 4 метра, ширина — от 80 метров. Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 однокамерных шлюзов, три насосные станции, 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения, три плотины, 17 дамб, 11 лотков.

Волго-Донской судоходный канал является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России: через него флот попадает как с Волги, так и с Каспийского моря, на реку Дон, а затем в Азовское и Черное моря. Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР.

 Оформление шлюзов является изюминкой канала. Всего их 13 в Волгоградской области, и каждый оформлен по-своему. Двух одинаковых нет. Причём оформление носит не строгое утилитарное назначение, а именно художественное: скульптуры, барельефы. С первого шлюза начинается так называемая волжская лестница, состоящая из девяти (№1-№9) шлюзов, по которой суда поднимаются на 88 метров к водоразделу рек Волги и Дона.

 Так как шлюз является входом в канал, то зданиям, расположенным на нижней голове шлюза и выходящим в сторону Волги, уделено особое внимание. Они решены как единое сооружение, скомпонованное в виде триумфальной арки высотой 40 метров, в устоях которой размещены управления механизмами и электрохозяйства. Арка завершается фронтоном с аттиком, на углах которого установлены декоративно-скульптурные композиции. На арке есть две надписи. Со стороны Волги — «Слава великому Ленину», а со стороны Дона — «Слава советскому народу — строителю коммунизма».

При заходе в шлюз с Волги с левого борта остается памятник Ленину, а с правого борта — памятник морякам Волжской военной флотилии. На территории шлюза установлен памятник Вартану Чмшкяну. Он был главным инженером при строительстве канала, а после сдачи в эксплуатацию канала 32 года был его директором.

Напротив первого шлюза Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина возвышается храм святого адмирала Федора Ушакова. Интересна его история. Первоначально это была традиционная деревянная часовня 4 на 4 метра. Возвели её в июле 2007: это был подарок Волгограду министра транспорта Игоря Левитина в честь 55-летия Волго-Донского судоходного канала. Она вписалась в окружающее пространство, придав своим видом завершенность и гармонию, будто испокон веков стояла здесь. Высокий купол, запах свежей древесины создавал особенную атмосферу. Но в мае 2008 она сгорела дотла.

Почти три года о чудесной обители напоминал лишь оставшийся бетонный фундамент. Все это время верующие горожане собирали средства на её восстановление. И закипела стройка, потихоньку вверх потянулся белокаменный храм, который вскоре увенчал золотой купол. Строительство завершили к концу 2011. Общая площадь здания - 58,3 метра, высота вместе с крестом - 14,5 метров. Автор проекта – Пётр Шабунин. Мраморная табличка над входом гласит: «Храм святого праведного Фёдора Ушакова 2011 год. Памяти первостроителям канала». 1 декабря 2011 при огромном скоплении народа митрополит Волгоградский и Камышинский Герман совершил обряд освящения. С этого времени многое вокруг церкви преобразилось: территорию облагородили, посадили деревья, кустарники, весной и летом она утопает в зелени и цветах. В 2013 у храма появилась звонница и еще отдельные 6 колоколов. Теперь его не только видно, но и слышно ото всюду.

Внутри церковь тоже преобразилась: есть алтарь, верующие приносят в дар иконы. Службы стали регулярными. Тут крестят детей, получают благословление на брак молодожены, проводят праздничные богослужения. Приход ведет активную просветительскую деятельность, принимает непосредственное участие в жизни Красноармейского района. 

Вот такой замечательный храм посчастливилось увидеть и посетить нашим "серебряным" экскурсантам. На все хватило времени и сил. Поездка на юг нашего родного города удалась на славу!

 

 Источники информации:
1. Информация экскурсовода
2.Материал из Википедии—свободной энциклопедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Ленину_у_входа_в_Волго-Донской_канал
3.  https://zen.yandex.ru/media/per_aspera_ad_astra/sevastopolskaia-naberejnaia-volgograda-5e3470c0b1a27411f042f044
4. http://www.cruiseinform.ru/places/volgodon/shlyuz-1/
5. https://riverpilgrim.livejournal.com/176255.html
6. https://riac34.ru/news/100123/

Заказать проект:  Да

Задать вопрос:  Да

Название:  Любимые маршруты Красноармейского района, ч.2: Севастопольская набережная Волгограда

Детальное описание: 

14 апреля 2021 состоялась экскурсия по проекту АНО СОН «Опора» «Социальный маршрут: Волгоград для всех – новый старт», ставшему победителем в первом конкурсе 2021 Фонда президентских грантов. Маршрут экскурсии был направлен в самый южный район города, на Севастопольскую набережную Волгограда.

Вторым пунктом нашего путешествия стала набережная Красноармейского района, носящая имя города-героя Севастополя. Набережная начинается от автомобильного моста через Волго-Донской судоходный канал и заканчивается у памятника Ленину. Ранее это была просто набережная Красноармейского района, но 1 ноября 2015 ей присвоили новое имя - Севастопольская. Незадолго до этого произошли всем известные события, а именно присоединение Крыма к России. В честь этого и была переименована набережная и установлена памятная табличка.

На набережной можно увидеть и оригинальные помпезные фонари, и цепи, обрамляющие пешеходную зону вдоль всей набережной, а также широкие лестницы.

Набережная имеет ряд достопримечательностей, одна из главных – это памятник В.И.Ленину. Он находится у входа в Волго-Донской судоходный канал. Это один из самых высоких памятников в мире жившему на свете человеку (57 метров), занесен в книгу рекордов Гиннеса. Высота скульптуры - 27 метров, постамента - 30 метров. Авторы памятника—скульптор Е.В. Вучетич и архитектор Л.М. Поляков. Ленин развернут лицом к Волге. 

Интересна история монумента. Первоначально, в 1952 на постаменте был установлен памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину, выполненный из уникальной самородной меди. Этот памятник был открыт одновременно с открытием Волго-Донского канала – 27 июля 1952, когда в ворота шлюза № 1 вошел теплоход «Иосиф Сталин», а Сталинград и Ростов-на-Дону стали портами пяти морей. Высота скульптуры составляла 24 метра, всего монумента—54 метра. Но в 1961 (по данным Википедии—в 1962) памятник И.В. Сталину был демонтирован. Дальнейшая его судьба неизвестна. 

Более десяти лет постамент стоял пустой. Позже было принято решение об установке на постаменте памятника В И. Ленину. Строительство монумента было начато в 1969 и завершено к 103-летнему юбилею вождя мировой революции. Открытие памятника состоялось 20 апреля 1973. Автором нового монумента также стал Е.В. Вучетич.

Сфотографировать монумент так, чтобы он целиком попал в кадр - задача непростая. Нам не удалось сделать это в сентябре 2018, когда мы первый раз приехали к памятнику В.И.Ленину на Севастопольской набережной. В этот раз, обогащенные опытом, мы справились с этой задачей. Но какие мы получились маленькие на фоне величественного монумента и огромного (на всю фотографию) сине-голубого неба. Повезет тем участникам экскурсии, кто сможет найти себя на этой фотографии. Но так хотелось сфотографировать памятник целиком! Причем, мы выбрали ракурс – сбоку памятника, альтернативный фотографии на фоне спины В.И.Ленина. Вид на памятник с лицевой стороны, а соответственно и фотография, возможны только с Волги.

А еще естественной фотозоной является Волга. Отсюда открывается красивый вид на проходящие мимо суда, маяк. Отсюда, издали мы любовались в 2018 аркой шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. В этот раз запас экскурсионного времени позволил нашей группе подъехать к участку Севастопольской набережной напротив первого шлюза и с близкого расстояния полюбоваться торжественной архитектурой сталинских времён.

 Из истории. Волго-Донской канал  имени В. И. Ленина — искусственный судоходный канал, построенный в 1948-1952 в Волгоградской (на тот момент — Сталинградской) области, который соединил реку Волгу с рекой Дон. Его длина — 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала — 4 метра, ширина — от 80 метров. Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 однокамерных шлюзов, три насосные станции, 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения, три плотины, 17 дамб, 11 лотков.

Волго-Донской судоходный канал является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России: через него флот попадает как с Волги, так и с Каспийского моря, на реку Дон, а затем в Азовское и Черное моря. Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР.

 Оформление шлюзов является изюминкой канала. Всего их 13 в Волгоградской области, и каждый оформлен по-своему. Двух одинаковых нет. Причём оформление носит не строгое утилитарное назначение, а именно художественное: скульптуры, барельефы. С первого шлюза начинается так называемая волжская лестница, состоящая из девяти (№1-№9) шлюзов, по которой суда поднимаются на 88 метров к водоразделу рек Волги и Дона.

 Так как шлюз является входом в канал, то зданиям, расположенным на нижней голове шлюза и выходящим в сторону Волги, уделено особое внимание. Они решены как единое сооружение, скомпонованное в виде триумфальной арки высотой 40 метров, в устоях которой размещены управления механизмами и электрохозяйства. Арка завершается фронтоном с аттиком, на углах которого установлены декоративно-скульптурные композиции. На арке есть две надписи. Со стороны Волги — «Слава великому Ленину», а со стороны Дона — «Слава советскому народу — строителю коммунизма».

При заходе в шлюз с Волги с левого борта остается памятник Ленину, а с правого борта — памятник морякам Волжской военной флотилии. На территории шлюза установлен памятник Вартану Чмшкяну. Он был главным инженером при строительстве канала, а после сдачи в эксплуатацию канала 32 года был его директором.

Напротив первого шлюза Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина возвышается храм святого адмирала Федора Ушакова. Интересна его история. Первоначально это была традиционная деревянная часовня 4 на 4 метра. Возвели её в июле 2007: это был подарок Волгограду министра транспорта Игоря Левитина в честь 55-летия Волго-Донского судоходного канала. Она вписалась в окружающее пространство, придав своим видом завершенность и гармонию, будто испокон веков стояла здесь. Высокий купол, запах свежей древесины создавал особенную атмосферу. Но в мае 2008 она сгорела дотла.

Почти три года о чудесной обители напоминал лишь оставшийся бетонный фундамент. Все это время верующие горожане собирали средства на её восстановление. И закипела стройка, потихоньку вверх потянулся белокаменный храм, который вскоре увенчал золотой купол. Строительство завершили к концу 2011. Общая площадь здания - 58,3 метра, высота вместе с крестом - 14,5 метров. Автор проекта – Пётр Шабунин. Мраморная табличка над входом гласит: «Храм святого праведного Фёдора Ушакова 2011 год. Памяти первостроителям канала». 1 декабря 2011 при огромном скоплении народа митрополит Волгоградский и Камышинский Герман совершил обряд освящения. С этого времени многое вокруг церкви преобразилось: территорию облагородили, посадили деревья, кустарники, весной и летом она утопает в зелени и цветах. В 2013 у храма появилась звонница и еще отдельные 6 колоколов. Теперь его не только видно, но и слышно ото всюду.

Внутри церковь тоже преобразилась: есть алтарь, верующие приносят в дар иконы. Службы стали регулярными. Тут крестят детей, получают благословление на брак молодожены, проводят праздничные богослужения. Приход ведет активную просветительскую деятельность, принимает непосредственное участие в жизни Красноармейского района. 

Вот такой замечательный храм посчастливилось увидеть и посетить нашим "серебряным" экскурсантам. На все хватило времени и сил. Поездка на юг нашего родного города удалась на славу!

 

 Источники информации:
1. Информация экскурсовода
2.Материал из Википедии—свободной энциклопедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Ленину_у_входа_в_Волго-Донской_канал
3.  https://zen.yandex.ru/media/per_aspera_ad_astra/sevastopolskaia-naberejnaia-volgograda-5e3470c0b1a27411f042f044
4. http://www.cruiseinform.ru/places/volgodon/shlyuz-1/
5. https://riverpilgrim.livejournal.com/176255.html
6. https://riac34.ru/news/100123/

Детальная картинка:  Загрузить